Хлеб-лекарь   Бюро переводов в Москве   Славянская мифология
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Салтыков-Щедрин М. Е.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Печать сатиристических журналов

М. Е. Салтыков-Щедрин считается лучшим сатириком своего времени. Свой дар он направил на то, чтобы показать людям, что твориться у них под носом - беззаконие, тупость, бюрократизм, окружающее вокруг невежество, все то, что можно увидеть и в наши дни. Ему природой было дано увидеть все, что может окружать страну и сто и двести лет спустя. В своих произведениях Салтыков-Щедрин изобличает пороки и недостатки общества, да что там общества, пороки целого государства.

Сказки и басни Салтыков-Щедрин писал в форме гротеска, представляющего собой разновидность комического приема, сочетающая в себе одновременно смешное и ужасное, безобразное и возвышенное, переплетает настоящее с будущим, вскрывая противоречия настоящего. В гротеске кроется глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений. Писателю удалось выставить на свет божий недостатки государственного строя России и бюрократического аппарата.

Сказку использовали в своих произведениях многие поэты и писатели. С помощью нее можно выявить все пороки общества. Произведения Салтыкова-Щедрина индивидуальны, они не похожи на сказки других писателей. В то время, существовала очень строгая цензура, и автор не мог до конца показать пороки общества, но в сказках "для детей изрядного возраста" он все-таки находит такую возможность. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл произведения, автору приходилось изъясняться неологизмами, которыми он характеризовал своих героев - "пенкосниматели", "помпадурши" и "помпадуры" и многие другие.

Основные и очень известные свои произведения написаны им в жанре политической сатиры. Она, как правило, пишется на злобу дня, то есть по горячим следам - на следующий день она уже не совсем понятна. События, изображаемые писателем, как правило, вымышленные, но в отличие от фантастики, они все же основываются на легендах, былях, песнях. Персонажи здесь - "серый волк", "Царевна-Лягушка", а обороты - "жил да был".

Циклы очерков и рассказов, порой, рисуют безрадостную картину нравов и пороков, царящих в России ("Губернские очерки", 1856 - 1857; "Мелочи жизни", 1885 - 1887; и др.).

Сатирическая хроника "История одного города" (1869 - 1870) занимает особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Используя прием пародии, автор создал череду жизнеописаний градоправителей города Глупова.

С 1869 года Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки ("Медведь на воеводстве", "Дикий помещик", "Премудрый пескарь"), где выступает против деспотизма и самодержавия, равнодушия чиновников, обывательской трусости и покорности народа. С помощью эзопова языка, фольклорных образов автор ставит актуальные вопросы современности (борьба против несправедливости и угнетения, паразитизма власть имущих, забитости народа и т. д.).

Духовное и физическое вырождение дворянских "гнезд" показано в социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (1879 - 1881).  Бесцельное существование, лень, отрицание созидательного труда - все это приводит к духовной и физической смерти.

Сатира Салтыкова-Щедрина даже и теперь актуальна, не смотря на то, что и живем мы уже в другое время, однако, все можно увидеть совсем рядом: бюрократизм, казнокрадство. Жанр, в котором писал Салтыков-Щедрин, выбран не случайно, скрывая истинную подоплеку своих творений. Он выражает ее в своих сказках, критикуя господствующее сословие.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
Литературный перевод на иностранные языки