Славянская мифология   Хлеб-лекарь
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Русские былины

Былина - героическая песня повествовательного характера, в которой историческая действительность обогащена фантастическим вымыслом. Мир былин необыкновенный, смелые речи, захватывающие дух поединки поражают воображение и уводят за собой.

Былины - это песни-сказания, в которых отражена жизнь Древней Руси 9 - 13 веков, героико-патриотического характера. Этому виду народного творчества присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Главный сюжет былины это героическое событие, или эпизод в русской истории, то есть действие, происходящее в прошлом - старина. Герои русских былин - воины-богатыри Илья Муромец,   Алеша Попович,   Добрыня Никитич,   крестьянин Микула Селянинович, гусляр Садко.

Былины сочетают обобщенно-реалистические и фантастические черты. Былины не имеют авторов, как художественная литература, их создателем и исполнителем всегда был народ. Передавались они устно из уст в уста, как слышали от предков. Каждая из них, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого либо исполнителя. У северных народов Сибири их исполнял один человек. У южан же их исполняли хором, так же как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки).

В былинах можно найти много исторических примет. Старинное вооружение воинов - меч, щит, копье, шлем, кольчуга. В былинах упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древние города. Былины достоверны в деталях реальной жизни, и по их описанию ученые восстанавливают детали реальной жизни того времени, как жили люди, старинный облик зданий. Исторические персонажи былин носят имена исторических деятелей. В истории Киевской Руси были князья Владимир Святославович (дата смерти 1015) и Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125), одного из которых в большинстве былин называют «красным солнышком». Богатыри в былинах стоят на страже родной земли, охраняют рубежи Руси от внешних врагов и мифических чудовищ.

Помимо "героических былин" известны "новеллистические" былины, герой в которых не защищает границ и не совершает подвигов во имя отечества. В таких былинах говорится о противопоставлении народных героев князю - правителю. Где, последний в глазах народа становится деспотом для простых людей. Особо ярко показано противопоставление правителей простому мужику в былине «Вольга и Микула». Вольга был племянником «красна солнышка», когда он встречает на своем пути в пожалованном ему дядей городе пахаря Микулу, тот оказывается на целую голову выше молодого князя и его дружины. Дружиной они стараются вытащить из земли соху, которой пашет Микула, и у них ничего не выходит, как, тем временем, сам пахарь одной лишь рукой забрасывает ее за ракитов куст. Неказистая кобылка пахаря обгоняет коня Вольги. В конечном итоге молодой князь одаривает Микулу за его мудрость подарком от князя "Жалую тебя тремя городами со крестьянами". В реальной жизни, такое, скорее всего не может случиться, но в произведении поступок этот показывает превосходство простого человека над князем и веру в конечную справедливость.

О происхождении былин существует несколько теорий: мифологическая (отражает рассказы о стихийных явлениях, подразумевая в них действия богов древних славян), историческая (след исторических событий), заимствованная (взятая из литературных произведений). К ней более всего склонялось большинство мнений. Со временем они претерпели некоторые изменения, и, даже подверглись книжному влиянию, где заимствовали многое из средневековой литературы и устных сказаний. Те, кто более склонен считать теорию о мифологическом происхождении, делили богатырей земли русской на старших и младших. Немного позже было предложено делить их на эпохи: дотатарскую и послетатарскую.

Былина - это замечательное явление русской словесности. В ней и эпическое спокойствие, и богатство подробностей, живость колорита и отчетливость характеров изображаемых лиц, не уступающее немецкому богатырскому эпосу, а так же произведениям других народов. В них отражаются истории жизни, подвиги, стремления, чувства и мысли.

Былина складывается стихом и отличается от "побывальщины", где он уже давно разложился на прозу. Слог тут отличается богатством поэтических оборотов, при этом, не теряя своей естественности изложения.

Как всякое литературное произведение былину можно поделить на несколько моментов, которые описывают главное действие. На основе главного сюжета может основываться несколько литературных произведений, которые с изменением черт, мотивов действия, фона, или обстоятельств могут совершенно быть непохожими. Можно даже с уверенностью предположить, что любой сюжет может составлять основу литературного произведения, которое отражает жизнь народа или явление природы. Мы, даже, можем наблюдать одну и ту же сюжетную линию у разных народов, что может означать у них наличие одного общего предка.

Что касается времени происхождения былин, то они определенно относятся ко времени доисторического периода и может быть приурочено к положительно историческому периоду с 10, 11 и 12 веков. В 14 веке устраиваются пограничные крепости, а так же стража, откуда и складываются образы богатырей, которые охраняли границы Святорусской земли. В истории, так же они упоминаются, и как захватчики.

Теория возникновения былин предполагает, что они имеют южнорусское происхождение, так как первоначальная основа является южнорусской. А в процессе массового переселения народа из Южной Руси в Русь Северную, они так же были перенесены и забыты, вследствие каких либо обстоятельств.

Однако, по этому поводу были некоторые споры, осуждающие первоначальную теорию общерусского эпоса. А некоторые, даже считали ее фикцией, как впрочем, и общерусский язык. У каждого племени был свой эпос - словенский, киевский, новгородский, ростовский и других, так же все знали о Владимире, как о реформаторе древнерусской жизни. Москва являлась собирательницей русского эпоса, однако в это же самое время, он сосредотачивался в киевский цикл, так как киевские былины производили на все остальные ассимилирующее воздействие, и в конце концов, в 16 веке объединение закончилось, замкнув в себе, в том числе и весь новгородский цикл и некоторые другие былины. Из Москвы, они путем обыкновенной передачи распространились на север. Это одна из версий распространения былин.

В процессе передачи былины претерпели изменения, и в некоторых случаях весьма значительные. Избыток физической силы и грубости перемежающийся временами со смягчением нравов дал свой эффект и в народном эпосе. Некоторые исследователи "старины глубокой" считают, что этот эффект следует допустить и в историю русских былин, и чем оно меньше заметно, тем больше оно подходит к сказке. Разница между сказкой и былиной в том, что в сказках уже забыт изначальный мифический смысл, а вот в былинах он просто подвергся изменениям, но он не забыт. Так же в былинах заметно сглаживание "чудесного". Этот элемент играет в сказках немного другую роль, нежели в былинах, ведь в них он только дополняет содержание, взятое из быта, которое придает дополнительный, идеальный образ богатырей.

Для былин, прежде всего, важна, правда жизни, и поэтому создатели их не стремились к буквальной точности воспроизведения исторических событий, дат и имен, хотя толчком к созданию таковых служило какое либо событие. Им, как правило, предшествовали песни-славы чествовавшие героев или предания, в которых воспроизводились события. Но чтобы стать былиной такие произведения должны были пройти определенный путь, развиваясь и обрабатываясь художественным вымыслом, фантазией, образностью, и превратиться в песнь о подвигах и славе необыкновенных людей, героев.

Лазерная гравировка на простых подарках и художественных сувенирах.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах