Астафьев Виктор Петрович родился в крестьянской семье в селе Овсянка Красноярского края. В детстве пережил ужасы коллективизации - его семья была раскулачена, и из теплого, крепкого крестьянского дома мальчик попал в казенный детский дом. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.
После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С.Корякиной — поселился на Урале, в городе Чусовой. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.
В 1951 в газете "Чусовой рабочий" появился первый рассказ "Гражданский человек" (после доработки получил название "Сибиряк").
С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты "Чусовой рабочий"; публиковался в пермских газетах "Звезда", "Молодая гвардия", альманахе "Прикамье", журнал "Урал", "Знамя", "Молодая гвардия", "Смена". Первый сборник рассказов "До будущей весны" вышел в Перми в 1953, за ним последовали книги для детей: "Огоньки" (1955), "Васюткино озеро" (1956), "Дядя Кузя, лиса, кот" (1957), "Теплый дождь" (1958).
В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни "Тают снега", написанный в традициях беллетристики 1950-х.
С 1958 Астафьев — член Союза писателей СССР; в 1959-61 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести "Старо-дуб" и "Перевал", рассказ "Солдат и мать". Посвященная Леониду Леонову повесть "Стародуб" (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях "сибирского" характера. В то время "древле-отеческие устои" староверов не вызывали у Астафьева сочувствия, наоборот, они противопоставлялись "природной" вере (охотник Фаефан). Однако эта "природная вера", "таежный закон", "заступничество тайги" не спасали человека ни от одиночества, ни от трудных моральных вопросов. Конфликт разрешался несколько искусственно — смертью героя, которая была изображена как "блаженное успение" с цветком стародуба вместо свечи. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении "общества" и "естественного человека".
Большую часть творчества составляют остропроблемные произведения, повествующие о войне ("Пастух и пастушка", 1971; "Прокляты и убиты", 1992 - 1994) и современной жизни ("Кража", 1966; "Царь-рыба", 1976; "Печальный детектив", 1986). Автор поднимает вопросы сосуществования человека и природы, хрупкости бытия и нравственной ответственности за сохранение жизни на земле.
Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, это проза фронтовиков — наивных и юных старшеклассников, прямо из-за парты угодивших на войну, — "окопная правда", встреченная в штыки официальной критикой и литературным начальством. С другой стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов.
В творчестве Астафьева прослеживается активное неприятие сталинизма как противоестественной системы, уничтожающей личность человека, превращающей народ в послушное, безропотное стадо.
---
|