Писательская деятельность Достоевского началась с выхода в свет его первого романа "Бедные люди", обнаружив важные черты творческого стиля начинающего писателя. Они заключали в себе глубокий гуманизм и тонкий психический анализ. Герой его романа - это бедный чиновник, задавленный горем, нуждой и социальным бесправием.
Его роман развивает ту же тему, что и произведение Гоголя "Шинель". О забитом, бесправном, живущем в своем замкнутом мире, человеке, который живет в условиях попирающих все достоинство человеческое. Сам Достоевский считал, что произведение Гоголя оказало огромное влияние на его произведение, и говорил, что "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Такая направленность творчества писателя была сразу же замечена и высоко оценена критикой того времени. Сам Белинский приветствовал молодого писателя, отдавшего свой голос в защиту униженных и обездоленных. Блестяще начатая деятельность писателя была внезапно прекращена уже в 40 годы 19-го столетия. Он увлекся идеями утопического социализма, вступив в революционный кружок М. В. Будашевича-Петрашевского, который в 1849 году был разгромлен. Несколько его членов были взяты под стражу и приговорены к расстрелу. В рядах осужденных оказался и сам Достоевский, но в последние минуты приговор был заменен каторжными работами. Это наложило глубокий отпечаток в душе писателя на всю жизнь.
Достоевский провел четыре года в Омской каторжной тюрьме, затем в течении пяти лет отбывал наказание в дисциплинарном батальоне в Сибири, и в 1859 году ему было разрешено вернуться в Петербург. После ссылки Достоевский вернулся домой больным, надломленным человеком, мировоззрение его поменялось, он больше не призывал к общественной борьбе. Теперь он призывает к сближению всех сословий, а все его призывы заключаются в примирении, он выдвигает на передний план идею религиозно-нравственного возрождения человека. Свое бессилие он выражает теперь признанием принципа смирения с окружающей его действительностью.
В 1859 году Достоевский вновь появляется в печати: "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково". А в 1861 году приступает с братом к изданию собственного журнала "Время". В 1869 появляется журнал "Эпоха".
В журнале "Время" публиуются его "Записки из мертвого дома" (1861 - 1862), "Униженные и оскорбленные" (1861).
В "Записках из мертвого дома" Достоевский пишет о каторжной жизни и каторжниках, где он восклицает: "Сколько же сил великих погибло здесь, какой был народ, погибший даром, незаконно и безвозвратно! А кто тому виной?"
Автор направляет мысль читателей на оценку того жесткого социального строя, который губил душевные богатства русских людей. В произведении "Униженные и оскорбленные" он продолжает эту тему, начатую в "Бедных людях" и ответом тому является - "Властные и богатые мерзавцы, такие как князь Волковский" Противопоставление двух общественных групп в романе дает возможность автору изобразить социальные контрасты капиталистического Петербурга с аристократическими особняками и нищими углами.
В 1866 году выходит в свет роман "Преступление и наказание", где Достоевский наиболее ярко освещает художественное воплощение этой темы. В основе конфликта - изображение личности, противопоставившей себя окружающей действительности, окружающему миру, возомнившей себя человеком особым, не таким, как все. Достоевскому важно показать столкновение противоборствующих сил в душе Раскольникова, переживания героя, его страдания, размышления, сомнения и разочарования.
Сам Достоевский не находит решения проблемы взаимоотношения личности и общества. Писатель полагает, что только смирение и страдание человека способствуют гармоничной жизни общества. Идея христианского смирения и очищения души находят в романе отражение в образе Сони Мармеладовой.
|