Хлеб-лекарь   Бюро переводов в Москве   Славянская мифология
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938)

А. И. Куприн родился в Пензенской губернии в городе Наровчат. Его отец - штаб-лекарский сын, мелкий чиновник и письмоводитель у мирового посредника. По сохранившимся историческим данным - это был человек, обладавший художественным вкусом, играл на скрипке, рисовал маслом. Его мать Любовь Алексеевна была из состоятельной семьи, титулованного рода татарских князей Куланчаковых, происходивших от "царей касимовских". Она была женщиной наблюдательной, энергичной и настойчивой. Сам писатель считал ее, довольно современным человеком, и всегда прислушивался к ее мнению и вкусу.

Когда от холеры умер отец, мать с двумя дочерьми и сыном переехали в Московский вдовий дом. Ей пришлось отдать сына в семилетнем возрасте в пансион из-за нехватки средств к существованию (Александровское малолетнее сиротское училище). Здесь Александр Куприн пробыл не более трех лет, но это оставило в душе писателя глубокий, тяжелый след. Александр Иванович никогда не жаловался на судьбу, но в своих произведениях ("Беглецы") он описывает одну свою воспитательницу, сравнивая ее с остальными, называя их тощими, желтыми девами с повязанными ушами, горлами и щеками. Называя их злыми, крикливыми, нервными классными дамами, которых у мальчиков и девочек насчитывалось около двадцати. Но одна из них оставила более менее отрадное впечатление. Однако, и она была не безупречна.

В 1880 году Куприн выдерживает экзамен во вторую Московскую военную гимназию, которая была учреждена в 1862 - 63 годах военным министром Д. А. Милютиным взамен на дореформенные казарменные кадетские корпуса. Уже при Александре lll военные гимназии были признаны непригодными для подготовки будущих офицеров, и в 1882 были ликвидированы. На смену им пришли кадетские корпуса и то заведение, в котором обучался Куприн называлось теперь - Второй московский кадетский корпус. Обучение в нем оказало на характер писателя сильное влияние. Из "бесшабашного", "впечатлительного", не похожего на других мальчика он превратился в "члена мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном" .

В повести "На переломе (Кадеты)" Куприн изображает эту "военную бурсу". Особенно теплое воспоминание в памяти писателя оставил преподаватель литературы и русского языка, у которого была рыжая борода, синие очки и сильный голос, которым он прекрасно читал Гоголя, Тургенева, Лермонтова, Пушкина. Его чтение увлекало даже самых отъявленных лоботрясов, они как зачарованные слушали его, боясь пошевелиться. Этому человеку писатель обязан любовью к русской литературе. На его уроках из мрачной казенной атмосферы военной гимназии Александр Иванович переносился в светлый мир русской литературы.

В 1888 году в сентябре Куприн поступает в юнкерское училище, где часто резко протестует против школьных правил и часто подвергается взысканиям и наказаниям. В поэтических произведениях той поры (1883 - 87 годах), он нередко подражает Полежаеву, Надсону, пишет и самостоятельные стихотворения, в которых отражаются современные политические события. Не смотря на строгий режим, который был установлен в кадетском корпусе, Куприну все же удавалось следить за общественно-политической жизнью родины. В то время выходят в свет его "Ода Каткову" (1886), где Куприн пишет о мужике, которому всюду должна быть закрыта дорога.

Выходят в свет его "Недоразумение", описывающее путешествие Александра III, стихотворение "Сны" 1887, написанное под влиянием слухов, которые тайно ходили о разбирательстве дела А. И. Ульянова. О казни, которую вынес суд 15 апреля еще четырем его товарищам. Эти слухи проникли и в кадетский корпус. В них Куприн пытается изображать борцов-революционеров. "Слезы бесплодные, думы тяжелые", "Песнь скорби".

В 1889 году Куприн знакомится с известным в то время поэтом Лиодором Ивановичем Пальминым, через которого ему удается напечатать свое произведение в журнале "Русский сатирический листок", издаваемый в то время в Москве Н. Н. Соедовым. Рассказ вышел в тираж в №48 и был подписан "А.К-рин", из-за которого он был подвержен дисциплинарному взысканию и был посажен в карцер. Этот момент истории так же находит свое отражение в его рассказе "Первенец" (1897). Имя автора, а так же имя человека, который оказал ему литературную протекцию, было зашифровано - Иван Лиодорыч Венков.

За время своего пребывания в юнкерском училище писатель вынес мало знаний и дальнейшая его жизнь, так же не способствовала расширению его кругозора. Позднее Куприн часто высказывает свое сожаление по этому поводу - "Никакой талант ничего не стоит без систематического образования" - пишет он в своей биографии.

Обучение Куприна в военно-учебных заведениях приходится на последние годы царствования Александра II и начало царствования Александра III. Согласно правительственным планам армии и офицерству отводилась роль беспощадных, жестких подавителей революционного движения. Идеологами же выступали журналисты, М. Н. Катков издатель "Московских ведомостей", князь В. П. Мещерский, издатель газеты "Гражданин", А. С. Суворин редактор-издатель газеты "Новое время". В этих газетах настойчиво доводилась до народа мысль, что армия является опорой трона. Такая политика и религия подчинения доводилась до офицеров, она выражалась в воспитании в кадетских корпусах и юнкерских училищах в 80 - 90 годы, поэтому и культурный уровень русского офицерства был весьма не велик.

У юного Куприна в такой обстановке появляются и сатирические произведения "Ода Каткову", "Недоразумение", стихотворение "Сны", которое осуждает казнь революционеров. Во время своего отпуска Куприн вращается в среде прогрессивно настроенных людей, но именно это время слабо отражается в его рукописных и печатных источниках.

После окончания юнкерского училища Куприн был назначен в 46 пехотный Днепровский полк, где он прослужил около четырех лет. О себе в то время он отмечает лишь в своих произведениях "Неизъяснимое" (1915), где он пишет о писателе Александрове, который довольно часто подвергался домашнему аресту на двое, на трое, а то и на 5 суток с приставлением к нему часового. В том городе не было своей гауптвахты, и каждый раз офицера отправляли в соседний губернский город, где он отсиживал положенный срок.

Провинности подпоручиком Куприн были из разряда развлечений той среды - "въехал верхом на чужой лошади на второй этаж, выпив рюмку коньяка у прилавка, и также благополучно спустился вниз". Еще один случай, когда офицер выпрыгнул из окна, находящегося на втором этаже танцевального зала офицерского собрания, что бы принести брошенную королевой бала розу и отказался от обещанного поцелуя. В офицерские годы писатель накопил множество информации, наблюдая за жизнью военных и их семействами. В дальнейшем Куприн стал включать ее в темы своих произведений, особенно когда описывал офицерскую и солдатскую жизнь с ее бытом.

В 1893 Куприн публикует, через одну свою знакомую, повесть "В потьмах", в либерально-публицистическом журнале "Русское богатство", которая выходит в свет 1893 году. Позже увидел свет его рассказ "Лунной ночью", а также "Из отдаленного прошлого" в 1894.

В 1893 Куприн пытается поступить в Академию Генерального штаба - это единственный шанс выбраться из рутины полковой жизни с ее постоянным безденежьем. Однако, в дороге он становится свидетелем некорректного отношения полицейского пристава к одной молодой особе, за которую вступился Куприн, избив, а потом сбросив того в воду. И в дальнейшем, по распоряжению командующего Киевского военного округа был отозван прямо с экзаменов назад в Днепровский полк, в подчинении которого находился, и где ему, как лицу политически неблагонадежному, было запрещено держать экзамен. После этого поступка, начальством полка ему был сделан строгий выговор, и Куприн принял решение об отставке. Его просьбу удовлетворили.

Во время империалистической войны 1914 - 18 Куприну вновь пришлось служить в армии, но это продлилось не долго, по состоянию здоровья.

Первые печатные произведения Куприна относятся к периоду 1889 - 1893. "Последний дебют", "Впотьмах", "Лунной ночью", которые не имеют серьезного историко-литературного интереса. Для их сюжетов писатель берет самоубийство или убийство, его героями становятся "загадочные", "необыкновенные" люди. А вот уже в рассказе "Лунной ночью", у героев его произведений начинают проступать черты некоторой самостоятельности, что вызывает в памяти аналогичные картины у Тургенева и Чехова.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
Литературный перевод на иностранные языки