Славянская мифология   Хлеб-лекарь
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891)

Гончаров И. А.

Гончаров И. А.

Перу И. А. Гончарова принадлежат крупные реалистические романы: "Обыкновенная история"(1847); "Обрыв" (1869); "Обломов" (1859).

Над своим романом "Обломов" Иван Васильевич Гончаров работал не один год. За это время сам автор менял свое отношение к главному герою. В начале произведения он показывает нам его не с самой положительной стороны, вызывая даже неприязнь. В последующих же описаниях мы видим совсем иную картину. Автор заставляет читателя сжалиться над своим героем, называя его "милым ленивцем". По сути это мягкий и нежный человек с добрым и чутким сердцем, однако, непрактичный и нерациональный. По этой причине, его используют все кому не лень, даже собственный слуга, обманывая его. Обломов в своей жизни ничего не делал сам, он избалованный и изнеженный, ленивый барин, но с широкой душой, у которого для этих целей есть "Захар и еще триста Захаров". Впрочем, за это его никто не винит, потому что так воспитало его окружающее общество, сделав изнеженным и ленивым, он прекрасно себя чувствует в этой обстановке. Жизнь тут нетороплива и привычна. И этот устоявшейся давно уклад свято соблюдается всей его родней. Автор, как бы, показывает нам, что это уже такой образ мысли самого Обломова.

У самого читателя, создается ощущение нереальности жизни, как будто в сказке, горячо любимой Обломовым в детстве. Это показано в сюжете, где он сидит, мечтает о том, как он все переустроит в поместье, однако если бы так случилось, то он и не знал бы, как это сделать. Да и сам Обломов не горит таким желанием, видя жизнь Тарантьевых да Волковых, считая, что такая жизнь может дать ему лишь суету.

Неоднозначно отношение автора к своему герою. С одной стороны, разоблачение помещичьей инертности, с другой - спокойствие и доброта Обломова противопоставлены суете и ложности санкт-петербургского общества.

Образ Обломова типичный для того времени, и в произведении он является собирательным. Некоторые черты так же можно наблюдать в других героях романа Бельтовых, Добролюбовых. Тут автор собрал все черты общества, отражая русскую жизнь. Этот образ русского барина, в котором чувствуется неторопливость, доброта, покладистость русского человека. Сам Гончаров считает, что такие герои, как деятельный немец Штольц никогда не сможет прижиться в России, она будет его сама отторгать.

Когда роман "Обломов" вышел в свет, он был воспринят обществом неоднозначно. Мнения читателей разделилось, одним произведение пришлось по душе, другие же открыто выказывали свое недовольство. Критики так же разделились во мнениях, споря друг с другом. Несмотря на это, роман был раскуплен и горячо обсуждался среди петербуржцев. Считалось, что автор выставил главного героя не в самом лучшем свете. Показав его необычно ленивым и медлительным, никогда и никуда не торопившимся и всегда откладывающим все в "долгий ящик". Автор довольно точно показывал черты национального характера в образе Обломова. Чистая душа, к которой никогда не пристанет никакая грязь - вот явное отражение душевных качеств Обломова. Его дом всегда был открыт для друзей и даже для таких как Тарантьев, которого Обломов всегда угощал.

Такая черта характера присуща русским людям. Иностранцы всегда поражались такой душевной широте, доброте и открытости. Надежда на русский "авось" присуща всем без исключения русским людям. И автор сам удивляется, откуда берутся такие черты. Но уже главе "Сон Обломова" Гончаров отвечает на свой вопрос, что его с детства воспитывали в таких условиях, когда проще сказать несколько слов, нежели сделать дело. Родители тщательно оберегали его от всяческой работы и принятия самостоятельных решений. Символом счастья для него является уютный халат. В образе Обломова устойчиво закрепляется понятие счастливой жизни - это покой и всяческое отрицание деятельности.

Любовь - чувство, характеризующаяся глубокой привязанностью к другому человеку. В романе показана страсть Ильи Ильича к Ольге. Это чувство сильно изменило его в лучшую сторону. Но как только он представил, что нужно будет кардинально изменить свою жизнь: снять квартиру, привести дела в имении в порядок. У него на это не нашлось сил и ему пришлось вернуться к прежней жизни. В последствии, переехав на выборгскую сторону, познакомившись там с Агафьей Пшеницыной, окончательно опустился. И уже ни любовь к Ольге, ни дружба с Штольцем не смогли вытащить его из этой ямы.

Образ Обломова живет в каждом из нас, в нем много отрицательного и положительного. Русские люди еще долго будут страдать от свойственной им бесплодной мечтательности, но хочется надеяться, что у них так и останется доброе сердце и чистая хрустальная душа.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах