Славянская мифология   Хлеб-лекарь
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 - 1925)

Русский писатель и журналист родился 27 марта 1881 года в городе Севастополь. Его отец разорился и Аркадию Тимофеевичу пришлось доучиваться при помощи своих братьев и сестер дома. Когда ему было 15 лет, он поступил на работу конторщиком на донецкую шахту, а через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

Свое первое произведение "Умение жить" Аверченко опубликовал в журнале "Одуванчик" (1902). Серьезной же литературной заявкой был его рассказ "Праведник", который он опубликовал в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" (1904). Когда происходили революционные события 1905 - 07 писатель обнаруживает в себе талант публициста и широко публикуя свои очерки, фельетоны, юморески, выпускает несколько номеров собственных юмористических журналов, которые быстро были запрещены цензурой ("Штык" и "Меч").

Издательский опыт пригодился Аверченко в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего журнала "Стрекоза" реорганизовать издание, сделавшись секретарем редакции. В 1908 году вместе с молодыми сотрудниками "Стрекозы" издает новый журнал - "Сатирикон". С журналом сотрудничали такие именитые авторы, как Петр Потемкин, Саша Черный, Аркадий Бухов, так же к сотрудничеству с журналом удалось привлечь Л. Андреева, А. Куприна, А. Н. Толстого и многих поэтов и прозаиков. Главным вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аркадий Тимофеевич. Его сатириконовая карьера сделала из него писателя первой величины. Помимо этого журнала выходила так же "Библиотека Сатирикона". С периода 1908 по 1913 были опубликованы свыше ста названий книг тиражом более двух миллионов. Сюда же вошел его сборник рассказов "Веселые устрицы" (1910), который выходил в свет семь лет подряд.

В 1913 году редакция журнала "Сатирикон", не выдержав, разбилась, и "Новый Сатирикон" стал "Аверченским"(1913 - 18). Теперь, редкий номер мог выйти в свет без рассказа или юморески самого автора. Их теперь можно было встретить и в других журналах, которые в то время широко ходили среди населения ("Журнал для всех", "Синий журнал"). Рассказы Аверченко отбирались и массово издавались сборниками. Здесь заодно были "Зайчик на стене" (1911), "Круги по воде" (1912), "Рассказы для выздоравливающих" (1913), "О хороших, в сущности людях" (1914), "Сорные травы" Фома Опискин (псевдоним) (1914 ), "Чудеса в решете" (1915), "Позолоченные пилюли" (1916), "Синее с золотом" (1917). У Аверченко уже к тому времени выработался комплексный тип рассказа, где он выражал мысль утрированно, расписывая анекдотично ситуацию, доводя ее до полного абсурда. Чем сильнее его анекдоты не имели и тени правдоподобия, тем успешнее они использовались для мистификации и отстранения действительности. "Сатириконовцы", конечно же, гордились своей репутацией независимого журнала, стараясь не потакать низменным вкусам, избегая дурацкого шутовства. Тогдашняя политическая позиция журнала была подчеркнута издевательской нелояльностью - почти полное отсутствие цензуры, которая запрещала лишь прямые призывы к новой власти, а осмеивать любые ее проявления - сколько угодно, в том числе, это касалось и цензуры.

Февральские события 1917 года, самим писателем, так же как и его журналом, приветствовались, но те события, которые следовали за этим ("демократическая свистопляска") вызывали у него настороженность, а октябрьский переворот был воспринят, как чудовищное недоразумение. Аверченко стал теперь соответствовать учреждаемой действительности, выглядящей теперь как "черный юмор". Подобные проявления, со временем стали обнаруживаться у М. Зощенко, В. Катаева, М. Булгакова, что свидетельствовало об их "ученичестве" у Аверченко. Это была трансформация юмора, направленная в новую эпоху, которая достаточно сурово относилась к нему. В 1918 году "Новый Сатирикон" был запрещен. Аверченко бежал к белогвардейцам на юг. Там он публиковался в газетах "Приазовский край", "Юг России", где размещал свои фельетоны и антибольшевистские памфлеты.

В октябре 1920 Аверченко уезжает в Стамбул с "врангелевским" транспортом. В то время появляются его новые типы рассказов, вошедшие в книги "Дюжина ножей в спину революции(1921)", "Смешное в страшном" (1923). Это были его зарисовки и впечатления от быта революционной столицы и гражданской войны. В произведениях он жалко и нелепо копирует быт и нравы погибшей России, что находит свое отражение в его "Записках простодушного", "Я в Европе" (1923), где он изображает лилипутский мирок, не лишенный сюрреалистического жизнеподобия.

С годами в его произведениях все больше проявляется детская тема "О маленьких для больших" (1916), рассказы "Дети" (1922), "Отдых на крапиве" (1924). Он пытается написать повесть "Подходцев и двое других" (1917), юмористический роман "Шутка мецената" (1925). Им были созданы юмористические сборники рассказов, идеи которых были взяты из личных воспоминаний.

В Стамбуле Аркадий Тимофеевич совмещает свою творческую деятельность с организаторскими способностями, в результате чего создается эстрадный театр под названием "Гнездо перелетных птиц". Театр начинает гастролировать по Европе.

В 1922 году Аверченко селится в Праге, где успевает написать и опубликовать еще несколько книг с рассказами, а так же пишет пьесу "Игра со смертью", которая носит комедийный характер. Здесь же он доживает свои последние годы и умирает 12 марта 1925 года.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах