Хлеб-лекарь   Бюро переводов в Москве   Славянская мифология
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

Гоголь Н. В.

Н. В. Гоголь

Творчество Гоголя приходится на 40 годы XIX столетия. Этот период как раз характеризуется разгулом бюрократии в России в удобных для этого условиях. В период, когда нещадно велась эксплуатация русского народа по средством крепостного права.

В раннем творчестве был наиболее близок романтическому направлению в литературе (цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", 1831 - 1832). "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные и жизни и очарования" (В. Г. Белинский). Границы между реальными и фольклорными образами неуловимы. История сливается с современностью и фантастикой. Черти и ведьмы перенимают поведение реальных комедийных персонажей.

"Петербургские повести" (1835 - 1840). Гротеск и фантастика сливаются с обыденной жизнью обитателей Петербурга: чиновников, "власть имущих" и простого люда. Здесь все ложь, обман чиновного города.   Дальнейшее развитие,   вслед за   А. С. Пушкиным,   получает тема "маленького человека" ("Шинель"), утверждения человеческого достоинства.

В сатирической комедии "Ревизор" (пост. 1836 г.) Гоголю удалось соединить реалистичность происходящего с сюжетом, наполненным комическими элементами. Тема комедии - обличение чиновничье-бюрократической системы. Анекдотическая ситуация сочетается с общественным конфликтом. Хлестаков, личность ничтожная, претендует стать важной персоной. Чиновники преклоняются перед богатством и положением.

Типажам гоголевских произведений свойственны черты, которые подошли бы всем персонажам того времени, что свидетельствует о том, что самому автору приходилось общаться с ними и не один раз в день. Жажда накопительства, бюрократизм, самодержавие, трусость, непорядочность, страсть наживы это было широко распространено в России. Вообще, появляется много дельцов, подобно его персонажам, таким как Чичиков. Эти люди готовы идти по головам ради достижения своих целей, не замечая, что творится у них под ногами. Легкая нажива была в то время очень распространенной и писатель указывает это во многих своих произведениях.

Основное произведение - поэма "Мертвые души" (1-й том - 1842 г.). Образ главного героя Чичикова - чиновника, пытающегося разбогатеть на покупке уже умерших крестьян, - является главным. Важную роль в поэме играют авторские отступления - размышления Гоголя о происходящем. Центральное место в поэме занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков, истинных "мертвых душ": Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, а также колоритные зарисовки жизни провинциальных чиновников. Перед нами предстает крепостная, чиновничье-бюрократическая Русь.

Однако, Гоголь еще надеется, что Россия возродится, поднимется с колен и в ней не будет места всяким Маниловым, Собакевичам, Чичиковым. Судьба порабощенного народа чувствуется в образе крепостных крестьян. Рабство несет отупение, и обнищание человечеству об этом писатель говорит напрямую в своих творениях. За помещичьей Россией чувствовалась живая душа трудового народа. В поэме с восхищением автор описывает удаль молодецкую, смелость и любовь к свободной жизни. Он каждого своего персонажа описывает как то по особенному. Взять, к примеру, сапожника Максима Телятникова, у которого была бесхитростная история жизни. Ученье у немца, бившего его ремнем за каждую провинность, и его попытка уйти на оброк, чтобы разбогатеть, и его печальный конец - обычная история крестьянина той поры. В произведениях особо подчеркнуто терпение, а вместе с тем безвыходность крепостных. Все порывы вырваться из крепостничества заканчиваются горьким пьянством и гибелью.

Стоит подчеркнуть, что сам автор невольно является участником произведений, размышляющий о жизни, искусстве. Он, вроде как, незримо присутствует во всех сценах жизни. Картины, изображенные Гоголем, все заканчиваются просветлением. В бесконечном пространстве он рисует избавление народа от груза непомерной ноши. Гоголь просто убежден, что Россию ждет великое будущее, она в конце концов сможет возродится, сбросив с себя бремя крепостничества.

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
Литературный перевод на иностранные языки