Хлеб-лекарь   Бюро переводов в Москве   Славянская мифология
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   

Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015)

Распутин В. Г.

В. Г. Распутин

Печать школьных альманахов и журналов малыми тиражами

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, которого в дальнейшем считал своим "крестным отцом" в литературе.

Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. Но широкую известность Распутину принесла следующая повесть - "Деньги для Марии" (1967), сюжет которой (поиски денег для доверчивой и неискушенной в бухгалтерских делах продавщицы сельской лавки, обвиненной в растрате) позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения.

Последующие повести "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976) укрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы.

Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), укрепившие за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы и поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В начале 80-х гг. писатель создал цикл рассказов ("Век живи - век люби", "Что передать вороне?", "Наташа" и др.), в которых отошел от деревенской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике.

Результатом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни деревни и нравственности людей стала публицистическая повесть "Пожар" (1985). Эта тема продолжена и в недавнем рассказе писателя "Нежданно-негаданно" - может быть, одном из самых пронзительных и самых страшных произведений В. Распутина.

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют "городской прозе". И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои (точнее, героини) в большинстве случаев - "старинные старухи", и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

В каждой повести Распутина разрабатывается сюжет, связанный с испытанием, выбором, смертью. В "Последнем сроке" говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь - самой старухи. В "Живи и помни" действие переносится в 1945 г., когда особенно не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной. В "Прощании с Матерой" описывается затопление острова для нужд ГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц Ильиничны ("Тихий Дон") Михаила Шолохова и Матрены ("Матренин двор") Александра Солженицына, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром, как человеческим, так и природным.

Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из "Прощания с Матерой", можно назвать "обсевками".

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-"деревенщикам", видел истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него неприемлем индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. В статье "Мой манифест" (1997) Распутин писал: "Центровкой, то есть приведением себя в безопасное положение, для русского человека всегда были родной дом и родной дух. Дом - как природная историческая обитель, удобная только для нас, в углах своих и стенах повторившая нашу фигуру. И дух - как настрой на Божественное и земное, степень нашего тяготения к тому и другому, какая-то незамеченная дробь с числителем и знаменателем, стремящаяся к цельности".

Умер писатель Валентин Распутин 14 марта 2015 года в возрасте 78 лет, без одного дня, в Москве после продолжительной болезни.

---

Славянская мифология | История России в датах | Гардарики
© 2014 Великая Россия
Литературный перевод на иностранные языки