Ломоносов Михаил Васильевич великий ученый и деятель российский научной, культурной и общественной жизни XVIII века. Один из основоположников русского классицизма в литературе XVIII века. Творчество Ломоносова можно считать началом появления в России профессиональной литературы.
Наиболее важные значения имеют его научные труды в области русского языка и литературы. Основной его заслугой является создание теории "трех штилей" - высокого, среднего и низкого, каждому из которых соответствует определенный жанр литературы. В 1739 году, еще учась в Германии, он пишет "Письмо о правилах Российского стихосложения", где упоминает, что в русском языке можно писать ямбом, хореем, анапестом, а также сочетая все эти направления друг с другом, применяя рифмы мужские, женские и т.д.
В те годы русский язык был сильно засорен иностранными словами и церковно-славянскими выражениями. Михаил Васильевич ставит перед собой цель очистить и раскрыть красоту русского языка. Реформу русского языка он проводит вслед за В. К. Тредиаковским (1703 - 1769), у которого, так же было не мало заслуг в русском языке и литературе.
В своих работах Ломоносов рассуждает "О пользе книг церковных в российском языке" (1757), в которой он утверждает, что "российский язык" имеет три рода слов, имеющих важное значение для писателей и журналистов. Так же он пытался бороться с засоренностью языка и сумел подобрать русские слова для научных понятий, чем заложил словарь для технического и научного языков. Многие из них применяются и по сей день. (воздушный насос, магнитная стрелка, квасцы и т.д.), однако многие слова остались и без перевода, так как были сложны для русского языка, но и их он старался приспособить (квадрат, горизонт, пропорция).
Разносторонние научные познания в физике, механике, химии, астрономии, позволили Ломоносову сделать открытия и ввести новые научные понятия и законы. Он был настоящим сыном своего народа, и горячо любил свою страну. Деятельность Ломоносова весьма разнообразна, так же и в творческой сфере. Это был ученый, общественный деятель и поэт. В своих научных трудах он всегда стремится поставить науку на службу человечеству. По предложению Ломоносова основан Московский университет, который теперь носит его имя.
Ломоносов считался лучшим поэтом своей эпохи. Он высоко ценил искусство, боролся за содержательность и идейность литературы, осуществил блестящие требования, которые сам же и выставлял. Тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве. С ней тесно связаны темы науки, познания природы.
Сам Ломоносов начал писать стихи рано, и не ограничивался ими. Здесь, так же были оды, трагедии, присутствовала лирика и сатира, басни, эпиграммы. Самая любимая из них считалась ода, где он прославляет победы русских над врагами. "Ода на взятие Хотина". Среди его Од есть и религиозные и научные "Утреннее размышление о божием величестве", где он описывает физическое строение солнца, "Вечернее размышление", в котором говорится о происхождении северного сияния.
Ломоносов - поэт-гражданин, в своем стихотворении «Разговор с Анакреоном», посвященном императрице Елизавете в честь ее восшествия на престол, он заявляет о своей сердечной привязанности, одновременному восхищению вечной славой героев, где противопоставляет себя певцу любви Анакреону.
В 1747 году императрица Елизавета Петровна утверждает новый устав и штат Академии наук, где прописывает, что сумма денег, полагающаяся Академии, увеличивается вдвое. В этом же году Российское правительство вступает в войну со стороны Австрии, Англии и Голландии против Франции и немецких государств. О чем Ломоносов и излагает свои мысли в оде. В ней он прославляет тишину и мирное время, способствующему процветанию. Он восхваляет Елизавету, как поборницу мира, обращается к правительству, чтобы то прекратило войну. Ломоносов прославляет Петра I, как борца против отсталости России, славит создание армии и флота, в том что они распространяют науку. Затем переключается на Елизавету, в которой пытается разглядеть дочь своего великого отца - покровительницу наук и искусства. Тут же дает наказ императрице, рисуя одновременно географическую картину России с ее богатейшими земными недрами, которыми надо еще овладеть. Сделать это могут лишь люди науки и ученые. Призывая, таким образом, к плодотворной деятельности ученый мир, он слагает гимн. В заключении он вновь призывает к тишине, обращаясь с предостережением к врагам России.
Значение Ломоносова в истории русской литературы огромно, он выполняет работу по развитию русского языка на основании народного. Доводит предыдущую систему русского языка до конца, подкрепив ее своими примерами. Торжественная Ода, которая становится популярной в русской литературе 18 - 19 столетия ведет к дальнейшему развитию русской литературы.
Ломоносов все свои знания и умения отдал служению народа и Родине. Его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической гуманитарной борьбы с врагами, которые всячески препятствовали преобразованию России. В своих предсмертных записях он пишет, что не тужит о смерти и знает за что терпит, что дети отечества об нем пожалеют. Граждане Отечества восхищаются и гордятся истинным сыном своей Родины.
|