В творчестве А. С. Пушкина соединились все основные направления развития русской литературы конца XVIII - первой половины XIX века. Благодаря ему отечественная словесность стала полноправной участницей европейской культуры, не потеряв национального своеобразия и многовековых традиций.
Творчество Пушкина можно разделить на несколько основных периодов.
Лицейский период (примерно до 1817 г.) - становление молодого поэта, обращение к творчеству предшествующих писателей, подражание им. В творчестве того времени Пушкин склоняется к анакреонтической лирике, отчетливо видны его политические и патриотические взгляды ("Воспоминания в Царском Селе", 1814), вольнолюбивые и сатирические настроения.
Петербургский период в творчестве Пушкина (с середины 1817 г.). Ода "Вольность", 1817 г. "К Чаадаеву", 1818 г. Идеи свободолюбия, вера в главенство законов, перед которыми все равны, отрицание произвола ("Вольность"), призывы к крушению самовластия ("К Чаадаеву"). Справедливые законы и правители - основа мощного государства.
Южная ссылка поэта (1820 - 1824). Создаются "южные" поэмы - "Кавказский пленник", 1820 - 1821; "Бахчисарайский фонтан", 1823; "Цыганы", 1824. Начинается работа над романом в стихах "Евгений Онегин". Разочарование во всеобщих политических свободах. Понятие "вольность" приобретает личностный смысл. В стихах и поэмах этого времени отчетливо видны черты эстетики романтизма.
Михайловское (1824 - 1826). Два года ссылки - особый период. Пишется "Евгений Онегин", законченный в 1831 г., создается драма "Борис Годунов", 1825. Творчество Пушкина в эти годы на пути к реализму.
Московский период в творчестве Пушкина (после подавления восстания декабристов и вызова поэта в Москву Николаем I). "Пророк", 1826; "Поэт", 1827; "Поэт и толпа", 1828. Поэт ощущает богоизбранность, свою ответственность: он должен не только утешать и доставлять наслаждение своим творчеством, но и вести читателя за собой.
"Болдинская осень" (1830). Период высокого творческого взлета. Поэт все дальше отступает от романтизма. Пушкин не потерял интереса к исключительным героям, действующим в исключительных обстоятельствах ("Маленькие трагедии", 1830), но в то же самое время обратился к простым людям, теме "маленького человека" ("Повести Белкина", 1830). Закончен реалистический роман в стихах "Евгений Онегин", 1831. Главная цель - представление широкой картины русской жизни, образов современников, изображение жизни общества в строгом соответствии с "духом времени" и в развитии. Роман поднимает проблемы "лишнего человека", русского национального характера, идеала и действительности, любви и долга, патриотизма. В основу сюжета положены отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Владимира Ленского и Ольги Лариной.
Вторая "болдинская осень" (осень 1833 г.) - поэма "Медный всадник", 1833; "Сказка о рыбаке и рыбке", 1833; "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", 1833. Завершена "История Пугачева", 1833. Поэт обращается к проблеме человека и государства ("Медный всадник"), профессионально увлекается фольклором, что нашло свое отражение в сказках. Лирика поэта становится сдержанней ("Не дай мне Бог сойти с ума...", 1833; "Осень", 1833). К этим стихотворениям примыкает философская лирика 1834 - 1836 гг. Поэт размышляет о вечности, законах миропорядка ("Из Пиндемонти", 1836; "Вновь я посетил...", 1835).
В лирике поэта можно выделить несколько основных тем. Любовная лирика ("Я помню чудное мгновенье...", 1825; "Я вас любил: любовь еще, быть может...", 1829; "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", 1829); тема дружбы ("И. И. Пущину", 1826; "Друзьям", 1828), свободолюбивая лирика ("Узник", 1822; "Из Пиндемонти", 1836); тема поэта и поэзии ("Пророк", 1826; "Пока не требует поэта...", 1827).
|